БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 79"
Омск, Омская область
  • Функциональная грамотность

    «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: 

    1.Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

    2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. 

    3.Способностью строить социальные отношения. 

    4.Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

    (Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова)

    «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.»    А. А. Леонтьев

    Развитие функциональной грамотности является актуальной задачей педагога в настоящее время.

    Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности.В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, быть креативным.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

    Виды функциональной грамотности.

    1. Читательская грамотность
    2. Математическая грамотность
    3. Естественнонаучная грамотность
    4. Финансовая грамотность
    5. Глобальные компетенции
    6. Креативное мышление

    Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

    Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

      Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

    Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

    Повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечено успешной реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.

    Приказ об утверждении плана мероприятий по формированию функциональной грамотности на 2022-2023 учебный год

    План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности на 2022-2023 учебный год

    Приказ об утверждении плана мероприятий по формированию функциональной грамотности 2021-2022 учебный год

    План Функциональной грамотности 2021 - 2022 учебный год

    • Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru(для учителей и обучающихся)
    • Ресурсы ФГБУ «Федеральный институт педагогических измерений», открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (7-9 классы), сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности»: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
    • Банк заданий сетевого комплекса информационного взаимодействия субъектов РФ в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/), который включает в себя материалы для обучающихся 5-9 классов и учителей по следующим направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции, финансовая грамотность, креативное мышление.

    Финансовая грамотность

    С 27.03.2023 по 16.04.2023 г.  проходят Всероссийские недели по финансовой грамотности.

    В рамках недель обучающиеся 1-8 классов приняли участие в Весенней олимпиаде УЧИ.ру "Финансовая грамотность и предпринимательство". 28 человек получили дипломы победителя, 41 обучающийся получил почетную грамоту! Ещё 28 учащихся получили сертификат участника. Поздравляем победителей и призёров! Спасибо всем участникам!

    В ноябре-декабре 2023 года в 8 - 11 классах проводилась серия онлайн-уроков при поддержке Банка России. Ребята узнали много интересного про финансы, поучаствовали в диалоге, отвечали на вопросы, получили очень нужную информацию, которая пригодится им в жизни.

    Урок "Платить и зарабатывать банковской картой"

    Банковская карта стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы совершаем покупки в магазинах, оплачиваем коммунальные платежи и услуги, снимаем наличные деньги в любом удобном банкомате. Преимущества владения банковской картой этим не ограничиваются, с помощью карты можно не только тратить, но и зарабатывать. На уроке раскрыли все секреты, как безопасно и выгодно использовать банковские карты.

    Установки:

    • Банковская карта – это доступно и удобно.
    • Выбирайте только то, что вам понятно и выгодно.
    • Банковская карта может быть источником дохода.
    • Соблюдайте правила безопасности.

    Урок "Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами"

    Многие люди, пытаясь решить свои финансовые проблемы, берут кредит в банке или заем в микрофинансовой организации. При этом не учитывают риски и издержки этих инструментов. И загоняют себя в долговую яму, выбраться из которой трудно.
    Урок «Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами» научил определять надежность кредитора, рассчитывать полную стоимость кредита, расскажет о последствиях невыполнения кредитных обязательств, финансовых рисках и защите своих прав в мире финансов.

    Установки:

    • Выбирайте кредитора с умом: не берите кредит у кого попало.
    • Внимательно читайте условия перед подписанием договора.
    • Взяли кредит - верните его вовремя.
    • Будьте осторожны при одалживании денег: не давайте в долг кому попало.
    • Помните, что ваши права защищены.

    Урок "Всё про кредит, или Четыре правила, которые помогут"

    На уроке ребята научились оценивать реальную потребность в кредите и соотносить свое финансовое состояние и цели с видами и условиями кредита. Урок помог рассеять иллюзию легких денег при получении кредита, осознать обязательность возврата суммы кредита и начисленных процентов в установленный срок, сформирует ответственное отношение к взятым обязательствам.

    Установки:

    • Платите по кредиту вовремя.
    • Нужен кредит – расставьте приоритеты. Соотносите цели и доходы.
    • Доля платежа по кредиту в вашем бюджете – не более 30-40 % дохода.
    • Сравнивайте условия при выборе кредита.
    • Ваши права защищены.

    Урок "Что нужно знать про инфляцию?"

    Инфляция влияет на жизнь каждого без исключения жителя нашей страны. Неспециалисту сложно разобраться в инфляционных процессах. И если мы хотим грамотно распорядиться своими финансами, то должны иметь базовые знания о природе этого явления, учитывать инфляцию в своих решениях и уметь рассчитывать ее для себя.

    Установки:

    • Для развития экономики страны наиболее благоприятна стабильно низкая инфляция.
    • Различай официальную и личную инфляцию.
    • Учитывай инфляцию при принятии финансовых решений и планировании.
    • Держите голову холодной и трезво оценивайте ситуацию при принятии финансовых решений.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie